Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Вопрос-Ответ

Павлова Елизавета Сергеевна

Приобрела онлайн-курс по программированию. После двух занятий поняла, что курс для меня слишком сложный. Исполнитель отказывает в возврате полной стоимости курса, так как в договоре предусмотрен возврат только 45% от стоимости обучения при отказе от дальнейшего прохождения курса. Как мне вернуть деньги?

Ответ: 

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и ст. 782 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. При этом бремя доказывания факта и размера понесенных расходов возлагается на исполнителя услуги, что подтверждается судебной практикой.

Условие о возмещении фиксированного процента от стоимости услуг в случае отказа от исполнения договора является ущемляющим права потребителя на основании ст. 16 Закона № 2300-1, так как противоречит нормам Закона № 2300-1 и Гражданского кодекса РФ и ограничивает право потребителя на возврат неиспользованных по договору денежных средств.

Соответственно, Вы вправе требовать возврата уплаченных денежных средств за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов. Рекомендуем направить исполнителю претензию с соответствующим требованием.

Дугина Вероника Викторовна

Заключила договор с индивидуальным предпринимателем об изготовлении кухонного гарнитура по индивидуальным размерам. По договору срок изготовления мебели – 30 рабочих дней. Но до настоящего времени кухня не установлена. Могу ли я потребовать возврата денег?

Ответ: 

В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

В данном случае Вы вправе отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств, а также выплаты неустойки за нарушение срока выполнения работы.

Марков Анатолий Константинович

Недавно обнаружил, что оператор мобильной связи ежемесячно помимо платы за тариф списывает с моего счета денежные средства в размере 45 рублей за дополнительные услуги, которые я не подключал. Как мне вернуть деньги? В поддержке оператора отвечает робот.

Ответ: 

В силу пп. 6 п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя, признаются недопустимым условиям договора, ущемляющими права потребителя.

На основании п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»  потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Кроме того, согласно пп. б п. 26 постановления Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» абонент вправе отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия.

Рекомендуем обратиться к оператору связи с претензией с соответствующим требованием.

Гаврилова Анна Сергеевна

Оформила заказ в интернет-магазине – спортивный костюм. После примерки дома поняла, что он мне не подходит по размеру. Продавец говорит, что срок возврата товара – 3 дня, при этом я должна оплатить отправку костюма продавцу. Правомерно ли это?

Ответ: 

Вами был приобретен товар дистанционным способом. На основании ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Потребитель вправе отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Соответственно, требования продавца об оплате стоимости обратной доставки товара правомерны. При этом срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от товара, составляет 7 дней.

Костин Сергей Иванович

10 января 2023 года приобрел ноутбук. Через несколько месяцев обнаружил, что корпус ноутбука при работе сильно нагревается, и из-за перегрева устройство выключается. Обратился к продавцу с требованием вернуть денежные средства. Продавец проверил ноутбук и предложил провести ремонт по гарантии. Мне не нужен отремонтированный ноутбук, я хочу вернуть деньги или заменить товар на новый. Вправе ли продавец отказать в удовлетворении моих требований?

Ответ: 

Согласно Перечню технически сложных товаров, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924, ноутбук является технически сложным товаром.

На основании ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В силу преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Таким образом, Вы вправе требовать возврата уплаченной суммы либо замены товара на новый в случае, если были обнаружены существенные недостатки, нарушены сроки осуществления ремонта товара или ремонт ноутбука был проведен неоднократно.

В ином случае отказ в возврате денежных средств или замене на новый товар правомерен.

Афанасьева Светлана Алексеевна

Приобрела смартфон красного цвета. Спустя несколько дней поняла, что мне он не подходит, цвет быстро надоест. Вправе ли продавец отказать мне в обмене на смартфон другого цвета?

Ответ: 

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержден Постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463, согласно которому не подлежат обмену технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 утвержден перечень технически сложных товаров, к которым относятся, в том числе, смартфоны.

Таким образом, в данном случае продавец вправе отказать в обмене смартфона.