г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48
Практика судов Оренбургской области по делам о защите прав потребителей в сфере дистанционной торговли
Дистанционный способ продажи товаров стал популярным среди потребителей благодаря удобному поиску товаров, более низким ценам, а также доставкой товара практически в любую точку страны. При этом невозможность ознакомиться с товаром, осмотреть его лично при дистанционном способе покупки приводит к тому, что недобросовестные продавцы нарушают право потребителя на информацию о товаре, умалчивая или искажая ее часть.
Согласно положениям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон № 2300-1) при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (ст. 4 Закона № 2300-1). Несоблюдение данного требования нарушает право потребителя на получение товара надлежащего качества, что влечет ответственность продавца, предусмотренную законом или договором (ст. 13 Закона № 2300-1).
Например, потребитель оформил покупку смартфона в интернет-магазине с условием полной предоплаты товара. При оформлении заказа продавец информировал потребителя о том, что товар является новым, оригинальным, активация смартфона не проводилась. При получении товара потребитель обнаружил, что отправленный ему смартфон с указанным серийным номером и IMEI не является новым, его активация проведена более года назад, упаковка не соответствует оригинальной, то есть приобретенный смартфон является бывшей в употреблении репликой известного бренда. На претензии продавец не ответил, что послужило причиной обращения потребителя в суд.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга исковые требования потребителя удовлетворены в части возврата стоимости товара ненадлежащего качества, выплаты неустойки за нарушение сроков исполнения требований потребителя, возмещения понесенных потребителем убытков, компенсации морального вреда и присуждения штрафа в порядке ст. 13 Закона № 2300-1 на сумму более 101 000 рублей (Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 29 сентября 2023 г. по делу № 2-1618/2023).
На практике продавцы зачастую отказывают в расторжении договора купли-продажи товара надлежащего качества, приобретенного через Интернет, однако суды защищают права потребителей и принимают решение в их пользу. Так, Центральный районный суд г. Оренбурга удовлетворил требования потребителя о расторжении договора купли-продажи приборов для профилактического лечения надлежащего качества, приобретенных дистанционно. Учитывая, что обращение продавцу направлено в установленные законом и гарантийным обязательством сроки, а товар сохранил товарный вид и потребительские свойства, суд удовлетворил исковые требования потребителя на сумму более 120 000 рублей, включая выплату неустойки, штрафа и компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя (Решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 28 августа 2023 г. по делу № 2-2258/2023).
Статья подготовлена специалистом Консультационного пункта Бузулукского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».