Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

   Подарочную карту или сертификат можно приобрести практически в любом магазине. Привлечение потенциального покупателя подарочным сертификатом стало актуальной и повсеместной маркетинговой стратегией. В связи с этим, требование потребителя о возврате денежных средств за подарочную карту и отказ продавца в удовлетворении такого требования стало нередкой причиной для рассмотрения спора судами.

Так, решением районного суда (№2-2523/10-2018 от 21 июня 2018 г.) удовлетворены требования потребителя о взыскании денежных средств, уплаченных за подарочный сертификат. Истец приобрёл у ответчика подарочный сертификат на сумму 50 000 рублей, однако по объективным причинам использовать его не стал. Претензия истца, в которой он отказался от исполнения договора и потребовал возврата уплаченной за сертификат суммы, оставлена без ответа. Суд обосновывает решение следующим: по смыслу действующего законодательства Российской Федерации подарочный сертификат является средством платежа, которое удостоверяет обязанность торговой организации принять их в оплату товаров (предварительная оплата товаров, аванс). Поскольку обязательство по договору прекращено до его исполнения, денежные средства должны быть возвращены на основании положений ст. ст. 381, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В случае, когда спор возникает в связи с истечением срока действия сертификата, в судебной практике встречается иная позиция.

Так, Определением кассационного суда (№88-316/2020 от 20 января 2020 г.) потребителю отказано в удовлетворении требований на основании следующего. Подарочный  сертификат является предметом договора, который приобретается покупателем с целью дальнейшего его обмена на товары, предлагаемые продавцом. Срок действия подарочного сертификата расценивается, как срок действия договора, по истечении которого обязательства сторон по отношению друг к другу прекращаются  в соответствии с ч. 3 ст. 425 ГК РФ. Поскольку продажа подарочных сертификатов, как правило, осуществляется продавцом посредством заключения с покупателями публичной оферты и, оплачивая сертификат, покупатель, по мнению суда, акцептует оферту в соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 438 ГК РФ, то есть безоговорочно принимает её условия, включая условия о сроке действия сертификата.

Иной позиции придерживается суд кассационной инстанции (№Ф04-1879/2020 от 18 июня 2020 г.), отказывая заявителю в удовлетворении жалобы. Заявитель указывает, что в соответствии с Правилами, разработанными организацией-продавцом, подарочная карта обмену и возврату не подлежит, а уплаченные за неё денежные средства не возвращаются; по истечении срока действия подарочная карта становится недействительной, уплаченные за неё денежные средства не возвращаются. По результатам анализа указанных Правил суд пришёл к выводу о нарушении заявителем статей 421, 422, 426 ГК РФ, а также статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которое выразилось во включении в договор условий, ущемляющих права потребителей, установленные законодательством о защите прав потребителей.

ВАЖНО! В том случае, когда подарочный сертификат передан в дар, к одаряемому переходят права требования от непосредственного покупателя.

Таким образом, в судебной практике преобладает позиция, согласно которой денежные средства, уплаченные за подарочный сертификат, являются предоплатой – авансом. Когда продавец не выполняет обязательство по передаче товара покупателю, у первого отсутствуют основания для обращения уплаченной покупателем предоплаты в свою собственность, в таком случае стоимость подарочного сертификата является неосновательным обогащением и подлежит возврату покупателю.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.