г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48
Обзор судебной практики по вопросам обнаружения недостатков товара в гарантийный срок
Каждый день мы делаем различные покупки. Это может быть как покупка продуктов питания, а также непродовольственных товаров как, например, телефон или автомобиль. Нередко мы сталкиваемся с ненадлежащим качеством приобретаемых товаров и появлением в этих товарах недостатков.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение гарантийного срока на основании ст. 19 Закона № 2300-1.
В соответствии с п.6 ст.5 Закона № 2300-1, гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.
Как показывает практика, возврат денежных средств за некачественный товар в период гарантийного срока не всегда удается разрешить в досудебном порядке.
Так, решением районного суда (№ 2-2/2021 от 25.03.2021) частично удовлетворены исковые требования потребителя о расторжении договора купли-продажи автомобиля, о взыскании стоимости товара, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и расходов на проведение экспертизы товара.
Судебно техническая экспертиза показала, что пробег автомобиля на момент её проведения составил 85 941 км., автомобиль имеет повышенный расход масла, в частности 1,5 л. на 1000 км., что является существенным недостатком, для его устранения требуется замена двигателя в сборе. Стоимости устранения неисправности, составляет 415 950 рублей.
С аналогичным исковым заявлением обратился в суд потребитель (№ 2-477 от 27.11.2020). Исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Экспертом было установлено, что недостаток возник в результате выхода из строя системной платы. Стоимость устранения недостатка составляет более 73 % от стоимости товара, что свидетельствует о существенности недостатка по признаку несоразмерности расходов на его устранение.
Рассмотрим пример судебной практики, где наличие существенного недостатка в технически сложном товаре не всегда может быть удовлетворено импортером.
Так, потребителем был выявлен неоднократно один и тот же недостаток в товаре в период гарантийного срока. В связи с чем потребитель направил в адрес импортера претензию с требованиями о возврате уплаченной за товар суммы, возмещении разницы в стоимости товара и других расходов, которая не была удовлетворена.
Отказывая в удовлетворении иска потребителя, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюден порядок действий, который предусматривает обязанность потребителя передать товар импортеру для проведения проверки качества, а при необходимости и экспертизы товара.
Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций этого не учли.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем определении от 6 апреля 2021 г. № 8-КГ21-1-К2 , признала решение апелляционной инстанции ошибочным и указала, что суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции не дал какой-либо оценки указанным выше обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора.
При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.