Правила торговли: обязан ли продавец иметь сдачу?

Многие люди не изменяют привычке оплачивать покупки наличными средствами, сталкиваясь с проблемой отсутствия разменных денег в кассе. Зачастую, продавец отказывает в продаже товаров или предлагает покупателю самостоятельно разменять крупную купюру.

Важно! Отказать в продаже выбранного потребителем товара продавец не может, так как розничная купля-продажа относится к публичным договорам, что исключает для продавца возможность отказа от его заключения (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанность обеспечить кассира или продавца разменными деньгами установлена п. 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином Российской Федерации 30.08.1993 № 104, и возложена на администрацию магазина.

Что делать потребителю, если сдачи в кассе магазина нет? Для начала – обратиться к администратору магазина, изложив проблему. Возможно, администратор сможет решить вопрос с наличием разменных денег в кассе. Если администратор не решил вопрос – уточнить о наличии в торговой точке Книги отзывов и предложений. До недавнего времени Книга отзывов и предложений должна была быть в розничных магазинах, однако с вступлением в силу Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463, от подобной обязанности продавцы освобождены. Да и единого нормативного документа, регулирующего порядок оформления, ведения и применения Книги отзывов и предложений, нет. Если она в торговой точке есть – можно оставить жалобу с указанием своих контактных данных, чтобы получить ответ на жалобу письменно. При отсутствии Книги жалоб и предложений – составить претензию в адрес администрации магазина. Один экземпляр необходимо передать продавцу или администратору, в экземпляре потребителя остается отметка о дате, должности, фамилии принявшего претензию работника магазина.

Предложение продавца приобрести «на сдачу» какие-либо товары, противоречит положениям ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так как относится к недопустимым условиям договора купли-продажи, и, соответственно, признается ничтожным.

Если продавец направляет потребителя самостоятельно разменивать купюры, навязчиво предлагает приобрести ненужный товар или отказывает в обслуживании, потребитель имеет право на защиту, в том числе и в судебном порядке.

Обратите внимание! За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Статья подготовлена специалистом Консультационного пункта Бузулукского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».

При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.