г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48
Законная и договорная неустойка: на что имеет право потребитель?
Одной из мер ответственности за нарушение прав потребителей является неустойка.
Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (ст. 330 ГК РФ).
Неустойка может быть предусмотрена договором (договорная) или законом (законная).
Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1) предусмотрены следующие размеры неустойки:
- за просрочку передачи предварительно оплаченного товара - 0,5 % от суммы предварительной оплаты (ст. 23.1 Закона № 2300-1);
- за просрочку в удовлетворении требований потребителя при продаже некачественного товара – 1% от суммы товара (ст. 23 Закона № 2300-1);
- за нарушение сроков выполнения работ - 3% от суммы работ (ст. 28 Закона № 2300-1).
Размер и порядок начисления договорной неустойки определяется условиями договора. Договором может быть предусмотрен любой размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом.
Для того, чтобы определиться с какого времени можно начать отсчет неустойки, необходимо направить письменную претензию в адрес недобросовестного продавца, исполнителя, у которого есть 10 дней для рассмотрения претензии (ст. 22 Закона № 2300-1). По истечении данного срока, в случае, если не удалось решить спор в досудебном порядке, начинает течь срок неустойки.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.