Обзор судебной практики по вопросам оказания услуг сотовой связи

10 Фев 2021

Согласно Федеральному закону от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи», операторы оказывают услуги связи на основании договоров, заключенных с абонентами. А потому норма о том, что оператор сам может изменять тариф, в том числе и в сторону повышения стоимости, как правило, уже указана в договоре. Подписывая соглашение, абонент соглашается с таким условием и потому оспорить его в дальнейшем будет сложно.

Важно! Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.12.2014г. № 1342, обязывают оператора извещать абонента об изменении тарифного плана не позднее, чем за 10 дней до момента изменения. А сделать это позволительно даже через свой официальный сайт.

Если абонент все-таки решился обратиться в суд с иском, он должен будет доказать, что изменение тарифа произошло не только без его ведома, но и то, что он не имел возможности его сменить на другой оперативно, а также то, что новый тариф существенно нарушил его права и ухудшил условия пользования сотовой связью (Решение Девятого апелляционного Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2019г. по делу № 09АП-20869/19).

Важно! Вместе с тем, судебная практика показывает, что молчание абонента не является безоговорочным согласием с односторонним изменением условий договора, не все потребители могут наглядно посмотреть изменения тарифов через сайт в Интернете. Таким образом, односторонняя смена тарифа является нарушением прав потребителей (Постановление Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2017г. по делу №А56-13250/2017).

Суды придерживаются аналогичной позиции и в случае указания сотовыми операторами в договоре с абонентами возможности одностороннего изменения существующей тарифной политики. Исходя из обзора судебной практики можно сделать вывод, что такое изменение незаконно. Так, в июле 2018 года в решении Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2018г. по делу №А56-13250/2018 был сделан вывод о том, что сотовые операторы не имеют права изменять существующие тарифы в одностороннем порядке. В случае произошедшего изменения они обязаны в 10-дневный срок возвращать остаток заплаченного аванса по требованию абонента сети.

Обратите внимание! Несмотря на то, что есть судебная практика, где суд встал на сторону абонента, Верховный Суд РФ, рассматривая дело АКП 16-334 от 15.06.2016г., отметил, что оператор может самостоятельно устанавливать и менять тарифы сотовой связи, если иное не установлено Федеральными законами. А Федеральных законов, запрещающих сотовым операторам делать это, нет.

Чтобы избежать таких судебных решений, необходимо изучать подписываемый с оператором сотовой связи договор. И при наличии пункта об односторонней смене тарифов, по возможности, отказаться от услуг данного оператора.

Статья подготовлена специалистом Консультационного пункта Бузулукского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».

При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.