Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

«Права потребителя при междугородной перевозке такси»

 Основными документами, регулирующими соблюдение требований законодательства по перевозке пассажиров на такси в междугороднем сообщении являются:

-  Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ);

-  Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон);

- Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 №1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила перевозки пассажиров);

- Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 1, 2, 3 статьи 31 Устава и пунктом 79, 80 Правил перевозок пассажиров, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого пассажиром непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению перевозчика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению перевозчиком заказа пассажира.

ВАЖНО!!! Перевозчик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ пассажира в журнале регистрации, который ведется на бумажном носителе или в электронной форме (п. 81 Правил перевозки пассажиров).

Перевозчик обязан (п. 82 Правил перевозки пассажиров):

  • сообщать по прибытии такси местонахождение, государственный регистрационный номер, марку и цвет кузова такси, фамилию, имя и отчество водителя, время прибытия и номер принятого к исполнению заказа лицу, осуществившему заказ, а также хранить сведения, содержащиеся в журнале регистрации перевозчика, не менее 6 месяцев.
  • выдать пассажиру, в том числе в форме электронного документа, кассовый чек  подтверждающие оплату пользования легковым такси (п. 5 ст. 31 Устава).

Чтобы быть уверенным в добросовестности перевозчика, к которому обратился потребитель, необходимо убедиться в наличии необходимой информации, которая должна быть размещена на передней панели легкового такси справа от водителя (п. 91 Правил перевозки пассажиров):

  • полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов исполнителя;
  • номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия, наименование органа, выдавшего указанное разрешение;
  • тарифы, условия оплаты за пользование легковым такси.

За нарушение Правил перевозок пассажиров установлена административная ответственность  по ст. 11.14_1 КоАП РФ  по фактам отсутствия в салоне легкового такси информации предусмотренной Правилами, невыдачи пассажиру кассового чека или квитанции подтверждающих оплату пользования легковым такси, отсутствия на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

В соответствии со ст. ст. 717, 782 ГК РФ, ст. 32 Закона пассажир вправе в любой момент отказаться от исполнения договора перевозки при условии оплаты исполнителю суммы фактически понесенных им расходов.

            Договор на оказание услуг по перевозке может быть расторгнут:

  • по соглашению сторон (ст. 450 ГК РФ);
  • в случае обнаружения существенных недостатков или существенных отклонений от условий договора (ст. 450 ГК РФ, ст. 29 Закона).

Пассажир при обнаружении недостатков оказанной услуги перевозки вправе также потребовать по своему выбору: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель имеет право на возмещение причиненных исполнителем убытков (ст. 13 Закона), вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира в результате предоставления некачественных услуг перевозки или предоставления ненадлежащей информации об услуге (ст. 14 Закона). Моральный вред, причиненный перевозчиком пассажиру в результате нарушения его прав, возмещается в судебном порядке и осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных пассажиром расходов (ст. 15 Закона).

Кроме того, до подачи искового заявления в суд обязателен претензионный порядок урегулирования споров в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа (п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.

Дата: 
20 Июл 2021