«Потребительский экстремизм»

17 Сен 2021

   Исходя из содержания ст. 10 Гражданского кодекса РФ,  «потребительский экстремизм» можно определить как действия потребителей в обход закона, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу; злоупотребление ими своим особым положением на рынке товаров, работ и услуг; недобросовестное поведение покупателей и получателей услуг, совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к ним.

В соответствии с  Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребительские иски подаются в суд в том случае, если право гражданина было нарушено (например, был передан некачественный товар, было отказано в замене товара, нарушение срока проведения ремонта и.т.).

            «Экстремисты» среди потребителей – в меньшинстве, чаще всего люди действительно обращаются в суд за защитой своих прав, и там им приходится столкнуться с большим количеством сложностей.  Зачастую компенсация морального вреда или взыскиваемая денежная сумма снижается до минимальных размеров или вообще не взыскивается, также существуют серьёзные проблемы с представлением письменных доказательств и т.д. От недобросовестных потребителей прежде всего страдает крупный бизнес.

Приведём наиболее частый пример, с которым приходится сталкиваться в реальной жизни.  Потребитель  покупает одежду, аккуратно снимает магазинную бирку и носит вещь несколько дней. Потом он приносит вещь обратно в магазин и говорит, что она не подходит по фасону. Подходящего фасона в магазине нет — это покупатель проверил заранее. Магазин возвращает деньги на основании ст. 25 Закона, а человек выбирает новую одежду. Единственный способ проверить потребителя на честность – выяснить, использовал ли он вещь или нет. Проверить это можно самостоятельно либо с помощью экспертизы. Экспертиза, как правило, проводится за плату, но в случае успеха потребитель компенсирует предпринимателю её стоимость.

Как можно бороться с потребительским экстремизмом?

1. Знать и соблюдать закон.

2. Предоставлять полную и достоверную информацию о товаре или услуге.

3. Правильно оформлять договор, приложения к договору, акты, чеки.

4. В споре с потребителем отвечать на претензии в письменной форме.

5. Соблюдать сроки исполнения обязательств по договору.

Это – главное, что нужно делать предпринимателю, чтобы избежать неприятных ситуаций в споре с потребителями и защитить свои законные права и интересы. 

При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.