г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48
«Потребительский экстремизм»
Исходя из содержания ст. 10 Гражданского кодекса РФ, «потребительский экстремизм» можно определить как действия потребителей в обход закона, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу; злоупотребление ими своим особым положением на рынке товаров, работ и услуг; недобросовестное поведение покупателей и получателей услуг, совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путем обмана или злоупотребления особым отношением к ним.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребительские иски подаются в суд в том случае, если право гражданина было нарушено (например, был передан некачественный товар, было отказано в замене товара, нарушение срока проведения ремонта и.т.).
«Экстремисты» среди потребителей – в меньшинстве, чаще всего люди действительно обращаются в суд за защитой своих прав, и там им приходится столкнуться с большим количеством сложностей. Зачастую компенсация морального вреда или взыскиваемая денежная сумма снижается до минимальных размеров или вообще не взыскивается, также существуют серьёзные проблемы с представлением письменных доказательств и т.д. От недобросовестных потребителей прежде всего страдает крупный бизнес.
Приведём наиболее частый пример, с которым приходится сталкиваться в реальной жизни. Потребитель покупает одежду, аккуратно снимает магазинную бирку и носит вещь несколько дней. Потом он приносит вещь обратно в магазин и говорит, что она не подходит по фасону. Подходящего фасона в магазине нет — это покупатель проверил заранее. Магазин возвращает деньги на основании ст. 25 Закона, а человек выбирает новую одежду. Единственный способ проверить потребителя на честность – выяснить, использовал ли он вещь или нет. Проверить это можно самостоятельно либо с помощью экспертизы. Экспертиза, как правило, проводится за плату, но в случае успеха потребитель компенсирует предпринимателю её стоимость.
Как можно бороться с потребительским экстремизмом?
1. Знать и соблюдать закон.
2. Предоставлять полную и достоверную информацию о товаре или услуге.
3. Правильно оформлять договор, приложения к договору, акты, чеки.
4. В споре с потребителем отвечать на претензии в письменной форме.
5. Соблюдать сроки исполнения обязательств по договору.
Это – главное, что нужно делать предпринимателю, чтобы избежать неприятных ситуаций в споре с потребителями и защитить свои законные права и интересы.
При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.