г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48
О товарах с просроченным сроком годности
Зачастую в магазинах в продаже можно встретить товары с просроченным сроком годности, а ещё и уценённые. Это является грубым нарушением правил торговли и Закона РФ «О защите прав потребителей». На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. В соответствии со ст. 7 Закона РФ « О Защите прав потребителей» Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьёй 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям. Хочется напомнить гражданам о том, что товары с просроченным сроком годности могут нанести вред жизни и здоровью. Не стоит покупать такие товары, а об имеющихся фактах их реализации сообщать в Управление Роспотребнадзора, Прокуратуру. К продавцам будут применены и применяются меры административного наказания, товары снимаются с реализации.
Очень важным обстоятельством при покупке продовольственных товаров является то, чтобы покупатель обращал внимание не только на срок годности товаров, но и на условия его хранения в торговом зале, на соблюдение температурного режима хранения товаров, на соблюдение товарного соседства. Для этого во всех предприятиях торговли продовольственных магазинов должны быть специальные зоны для товаров, должны быть термометры в рабочем состоянии, сопроводительные документы на товар, подтверждающие его безопасность.
Каждый был, в качестве покупателя, обманут при покупке того или иного товара. Особенно часто обманывают неискушенных покупателей - детей, стариков, не имеющих глубоких познаний в области экспертизы товаров, да и просто рассеянных, счастливых людей и т.п. Среди продавцов имеется немало хороших психологов и знатоков тонкостей человеческих душ, которые, умело используя свои способности, вытаскивают из Вашего кармана последние деньги. Поскольку обман покупателя при продаже продовольственных товаров всегда делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлен на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.
Конечно, потребители подвергаются наибольшему риску и несут от обмана при продаже самые большие потери. При этом последствия обмана для потребителя можно подразделить на следующие группы:
1. Экономические последствия (большие расходы за меньшее количество товара; покупка продукта непригодного к употреблению и т.п.);
2. Причинение физиологического вреда организму (отравление; появлению нового заболевания; обострение имеющегося заболевания; генетические нарушения; формирование онкозаболеваний; смерть и т.п.).
Что же делать? Нужно чтобы потребитель, владеющий простейшими способами обнаружения обмана и фальсификации при покупке того или иного товара своими отношением и деньгами контролировал ситуацию на рынке. Знание средств и способов обмана и фальсификации тех или иных товаров, а также возможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, как у случайных продавцов и на неорганизованных рынках, так и в фешенебельных магазинах, где процветает обман.