К вопросу о безналичном расчёте за оказание услуг общественного питания

28 мая 2020

При оказании услуг организациями общественного питания потребители нередко прибегают к безналичному расчёту с исполнителями. Однако не всегда последние соблюдают требования закона в данной области.

Можно выделить несколько видов типовых нарушений подобного рода:

  • ​​исполнитель устанавливает различные цены на услугу в зависимости от формы оплаты (например, устанавливает комиссию в дополнение к стоимости заказа при безналичном расчёте);
  • исполнитель отказывается оплачивать услугу банковской картой.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты услуг путём использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты услуг с использованием национальных платёжных инструментов в рамках национальной системы платёжных карт распространяется на исполнителя, у которого выручка от реализации услуг за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Часть 4 статьи 16.1 Закона запрещает исполнителю устанавливать в отношении одного вида услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчётов или в рамках применяемых форм безналичных расчётов.

Статьёй 14.8 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты услуг с использованием национальных платёжных инструментов в рамках национальной системы платёжных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, а также нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой услуг, а именно наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае нарушения организацией общепита требований касаемо безналичного расчёта потребитель вправе подать претензию исполнителю либо обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.