Гигиенические требования к оборудованию, инструментарию

02 Июн 2016

      При разработке, организации и осуществлении технологических процессов, конструировании производственного оборудования и рабочего инструмента в соответствии с СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» необходимо предусматривать:

  • отсутствие или если это невозможно, то установление предельно допустимых концентраций вредных или неприятно пахнущих веществ в воздухе рабочих зон, атмосферном воздухе населенных мест и воде, а также минимальное выделение тепла и влаги в производственные помещения;
  • отсутствие или допустимые уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радио частот, статического электричества и ионизирующих излучений;
  • снижение физических нагрузок, напряжения внимания и предупреждение утомления работающих.

 При проведении технологических процессов, применении оборудования и инструмента следует предусматривать средства индивидуальной и коллективной защиты, предотвращающие возможное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов с учетом их комбинированного воздействия.

Комплекс модернизации и разработки новых технологических процессов и  производственного оборудования должен обеспечить:

  • замену технологических процессов и операций, связанных с возможным поступлением опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или имеют допустимые параметры;
  • замену токсичных веществ на менее токсичные, ограничение содержания примесей вредных веществ в исходном сырье и конечных продуктах, выпуск продукции в не пылящих формах, герметизированных упаковках и др.;
  • применение технологий производства, исключающих непосредственный контакт работающих с вредными производственными факторами;
  • ·применение в производственном оборудовании конструктивных решений и средств защиты, направленных на уменьшение интенсивности выделения и локализацию вредных производственных факторов;
  • установку систем автоматического контроля, сигнализации и управления технологическим процессом при возможности внезапного загрязнения воздуха рабочей зоны веществами, которые могут вызвать острые отравления;
  • соблюдение требований эргономики и технической эстетики к производственному оборудованию и эргономических требований к организации рабочих мест и трудового процесса;
  • механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ, способов транспортирования сырьевых материалов, готовой продукции и отходов производства;
  • включение гигиенических требований в нормативно-техническую документацию.

Вредными и опасными для человека факторами, для которых устанавливаются гигиенические нормы безопасности ручных инструментов и работ с ними являются: вибрация; шум; силовые характеристики; эргономические характеристики трудового процесса-; температура рукояток; теплопроводность материала рукояток; параметры создаваемого микроклимата; содержание вредных веществ в рабочей зоне.

     Запрещается использование в производстве ручных инструментов, находящихся в неисправном состоянии, технические характеристики которых не соответствуют требованиям СанПиН.2.2.2.540-96

Организация рабочего места, расположение оборудования и обрабатываемых материалов, должны обеспечивать удобную позу, близкую к оптимальной при минимальной физической нагрузке при выполнении технологических операций. Углы отклонения тела относительно нормального физиологического положения при выполнении технологических операций, должны быть минимальными.

      При использовании виброопасных ручных инструментов работы следует проводить с применением режимов труда, которые должны обеспечивать:

  • общее ограничение времени воздействия вибрации в течение рабочей смены;
  • рациональное распределение работ с вибрирующими и виброопасными ручными инструментами в течение рабочей смены (режимы труда с введением регулярно повторяющихся перерывов);
  • ограничение длительности непрерывного одноразового воздействия вибрации;
  • использование регламентированных перерывов для активного отдыха и лечебно-профилактических мероприятий и процедур.