Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Защита прав потребителей при исполнении договора личного страхования

В повседневной жизни мы часто встречаемся с событиями, которые создают определённую опасность для жизни и здоровья. Чтобы защититься от них и, в случае их возникновения, получить соответствующую денежную компенсацию, физические лица заключают договоры личного страхования. К ним относятся:

  • Страхование жизни.  Договор заключается на срок не менее одного года, и страховым случаем здесь является смерть застрахованного лица в течение действия договора.
  • Страхование от болезней или несчастных случаев. Выплата осуществляется при нанесении застрахованному лицу ущерба болезнью или несчастным случаем, утрате трудоспособности.
  • Медицинское страхование. При возникновении страхового случая деньги идут на оплату восстановления здоровья застрахованного лица, включая и профилактические процедуры.

Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), а также положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Общие положения Закона, закрепляют право граждан на предоставление информации (ст. ст. 8 – 12 Закона), ответственность за нарушение прав потребителей (ст. 13 Закона), на возмещении вреда и компенсацию морального вреда (ст. ст. 14, 15 Закона).

Важно! Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Страховая компания несёт материальную ответственность за нарушение сроков исполнения принятых обязательств, например за нарушение срока выплаты суммы страхового возмещения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора личного страхования потребитель должен обратиться к страховщику с претензией, составленной в 2-х экземплярах. На удовлетворение требований потребителя у страховщика есть 10 дней с момента получения соответствующей претензии.

Важно! С 1 июня 2019 года действует новый порядок урегулирования споров потребителей со страховыми организациями! В порядке досудебного рассмотрения споров потребителю необходимо обратиться к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг.

На основании ст. 17 Закона, если спор не был урегулирован в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться с иском в суд. Согласно ч. 5 ст. 28 Закона в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% размера страховой премии за каждый день просрочки. Неустойка подлежит ограничению размером стоимости финансовой услуги.

В соответствии со ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Частью 6 ст. 13 Закона предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Статья подготовлена специалистом Консультационного пункта Бузулукского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».

При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.

Дата: 
03 Июл 2020