Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Требования при организация рабочего места школьника

Организация рабочего места школьника в школе является важной задачей, так как от этого зависит не только сосредоточенность на предмете, хорошие оценки, настроение во время занятий школьника, но и главное его здоровье. Гигиенические  требования к  организации рабочего места школьника регламентируются СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Важно правильно выбрать ученическую мебель, правильно расположить рабочее место школьника, организовать комфортное освещение (естественное и искусственное) и оптимальный воздушно-температурный режим в учебном помещении:
• обучающиеся обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом для формирования правильной осанки;
• обучающиеся должны сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни • • опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе;
• для обучающихся недопустима неправильная посадка за столом

(при сидении за партой нельзя задевать стол грудью,  опираться, ложиться, убирать руку со стола, опускать обе руки, сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, наклоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины, опираться спиной на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а неотдельными его частями);
 

• мебель для учебных заведений (парты, столы и стулья) обеспечивается цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой, цветовая маркировка наносится на боковую наружную поверхность стола и стула;
• в учебных помещениях табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не должны (потому что, когда мышцы школьника устанут, некуда будет прислониться для отдыха и ребенок обопрется о стол, а это делать не рекомендуется);
• каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в учебном помещении (за партой или столом);
• расположение ученической мебели в учебном помещении в основном рядное (в 2,3 ряда и т.д.), парты (столы) расставляются в следующем порядке: меньшие по размеру - ближе к доске, большие по размеру - дальше от доски;
• расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, до последнего ряда столов – не более 860 см;
• на рабочем месте школьника уровни освещения должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному, совмещенному освещению в основных и вспомогательных помещениях общественных зданий, все учебные помещения должны   иметь наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения, уровни искусственной освещенности обеспечиваются потолочными светильниками, гигиенический норматив уровней искусственной освещенности в учебном кабинете составляет не менее 300 люкс;
• в учебных помещениях и кабинетах температура воздуха должна быть в пределах от 18 до 24 градусов Цельсия.

Необходимо помнить, что учеба не заканчивается за стенами школы, ведь есть еще и домашние задания, требования к рабочему месту ученика одинаково высоки, как в классе, так и в домашних условиях, поэтому дома также необходимо использовать правильную мебель, лучше приобретать регулируемую мебель по высоте и наклону, светлых оттенков, а так как ребенок растет, то и мебель будет «расти вместе с ним». Удобно использовать стол гибрид письменного и компьютерного стола. Должно организовано персональное рабочее место для домашних занятий, лучше отделить рабочее место школьника в комнате от спальной и игровой зоны перегородкой и расположить письменный стол ближе к окну.  

 

Дата: 
09 Ноя 2023