Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Перспективы появления в России онлайн-сервиса для рассмотрения споров в сфере защиты прав потребителей

Правительством РФ в марте 2021 года был внесён проект Федерального закона  N 1138398-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров» (далее – законопроект). В мае текущего года планируется рассмотрение Государственной Думой данного законопроекта в первом чтении.

Целью законопроекта является создание специального онлайн-сервиса для урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей, который будет использоваться для предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований потребителей, заявляемых в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

ВАЖНО! 1. Данный онлайн-сервис планируется не как отдельная цифровая платформа, а как составная часть портала госуслуг. 2. С помощью онлайн-сервиса в случае его создания будут рассматриваться споры между потребителями и продавцами (исполнителями, владельцами агрегатора и др.), касающиеся продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг через Интернет.

Каковы ключевые положения предлагаемого порядка урегулирования споров о защите прав потребителей?

  1. Обеспечение возможности направления в электронной форме требований и всей необходимой для их рассмотрения информации; получения потребителем сведений о ходе и результатах рассмотрения таких требований; фиксации их содержания и момента их направления; хранения сведений о датах направления и рассмотрения требований, а также о содержании всех сообщений, которыми обмениваются стороны спора, и предоставления этих сведений по запросу сторон; привлечения для оказания содействия в урегулировании спора экспертов, специалистов, медиаторов и иных независимых лиц, если их участие допускается правилами урегулирования споров с использованием онлайн-сервиса.
  2. Бесплатность использования онлайн-сервиса для сторон спора. Оплата участия в рассмотрении спора экспертов, специалистов и иных лиц производится на основании п. 5 .ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
  3. Отсутствие возможности использования онлайн-сервиса для урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, если таковые подлежат обязательному рассмотрению финансовым уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 г. №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
  4. Возможность включения в договор между продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) и потребителем либо доведения до сведения потребителей иными способами указания на возможность направления потребителем требований с использованием онлайн-сервиса.
  5. Направление потребителем требования в адрес продавца (исполнителя, владельца агрегатора) через онлайн-сервис исключает возможность предъявления такого же требования в иной форме.
  6. По итогам урегулирования спора с помощью онлайн-сервиса может быть заключено соглашение между сторонами, предусматривающее конкретный способ удовлетворения требований потребителя. В отсутствие соглашения удовлетворение заявленных требований потребителя будет производиться в общем порядке, предусмотренном Законом.

В настоящее время профессиональное сообщество активно занимается разработкой предложений и замечаний по законопроекту. В целом эксперты поддерживают его принятие, т.к. создание предлагаемого альтернативного механизма защиты прав потребителей позволит сделать эту защиту более доступной, повысить доверие потребителей к сфере дистанционной торговли, а также сократить издержки на рассмотрение споров и уменьшить нагрузку на судебную систему.

Кроме того, ряд экспертов предлагают закрепить в законопроекте полномочия общественных объединений потребителей при рассмотрении потребительских споров с использованием онлайн-сервиса, а также возможность применения этого сервиса для урегулирования спорных отношений, возникающих при покупке товаров, работ и услуг любым способом – не только онлайн.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.

Дата: 
21 Апр 2021