Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Действия потребителя при оказании медицинских услуг ненадлежащего качества

Медицинские услуги — это одна из наиболее востребованных, а зачастую и незаменимых, сфер потребительского рынка.

В силу ч. 2 и 3 ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. №323-ФЗ медицинские организации и медицинские работники несут ответственность: за нарушение прав в сфере охраны здоровья; за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, которые установлены законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Также потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Как указано в ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, по общему правилу требования потребителя о возмещении вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг, должны быть предъявлены медицинской организации.

Не стоит забывать, что ст. 1064 ГК РФ установлена презумпция вины причинителя вреда, который должен представить доказательства отсутствия его вины. Потребитель представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что медицинская организация является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ №1).                       

Внимание! Для удовлетворения указанного требования потребителя должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие дефектов в оказании медицинской услуги и причинение работниками медицинской организации вреда в виде наступления негативных последствий, а также установление наличия прямой причинно-следственной связи между действиями работников медицинской организации по оказанию медицинской услуги потребителю и причинением вреда его здоровью (ст. 1068 ГК РФ). Если такие доказательства не представлены, в удовлетворении требований потребителя о возмещении вреда будет отказано (см. Апелляционные определения Орловского областного суда от 29.04.2014 №33-936, Тюменского областного суда от 12.03.2014 №33-1151/2014).

Внимание! Доказательством оказания медицинской услуги ненадлежащего качества может являться экспертное заключение, подтверждающее нарушение стандартов медицинской услуги.

Если медицинская организация, отказывается в добровольном порядке выполнять требование, нужно написать письменную претензию. Если же медицинским учреждением вновь было отказано в удовлетворении требований, следующим шагом должно стать обращение с исковым заявлением в суд.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в оренбургской области» обязательна.

Дата: 
26 Авг 2020