Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

В чем отличие проверки качества товара от экспертизы?

 

Продавец (изготовитель) несет ответственность перед потребителем только в том случае, если недостатки возникли по его вине.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поэтому, когда потребитель обращается к продавцу (изготовителю) с требованиями относительно недостатков товара, он, скорее всего, захочет убедиться в наличии этих недостатков (п.5 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон)) и в том, что они возникли по его вине, а не по вине потребителя.

При получении претензии потребителя с требованиями относительно недостатков товара, продавец (изготовитель) обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества.

Если же продавец направляет потребителя на диагностику, то знайте он не прав и диагностика – это платная услуга. Потребителю необходимо настаивать на своем, что он не хочет, например, повторный ремонт, и просит, чтобы провели проверку качества и экспертизу. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу). Отдавая товар для проведения проверки качества, рекомендуется  получить акт, где должно быть указано с какой целью и в каком состоянии принимается  товар (п.5 ст.18 Закона).

Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между продавцом (изготовителем) и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец (изготовитель) обязан по закону провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чём должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (ст.18 Закона).

Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование.

Если экспертиза установит, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на её проведение, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.

ПРИМЕР. В некоторых случаях потребители говорят, что телефон не роняли, но он сломался. Магазин же говорит, что нужно провести проверку качества и экспертизу для того, чтобы убедиться, какого характера дефект. Здесь по закону продавец имеет право на проведение этих процедур.

Также, если потребитель боится отдавать товар до экспертизы (например, боится, что его испортят), то потребитель может уведомить продавца, что товар он предоставит именно в тот момент, когда будет назначен день экспертизы.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные  ст.18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента, тогда потребитель имеет право требовать одно из 5 требований прописанных в ст.18 Закона, а также возмещения убытков  (затрат на проведение экспертизы).

 

За дополнительной консультацией обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по телефону 8(3532)77-10-74  или лично по адресу: г.Оренбург, ул.Кирова,48, кабинет №101.