Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Дополнительная гарантия на технику

    Телефоны, смартфоны и бытовая техника — достаточно дорогостоящие товары, поэтому при покупке мы всегда хотим, чтобы они прослужили нам как можно дольше. Отдавая магазину немаленькие деньги, мы хотим получить какие-то гарантии того, что в случае возникновения проблем в работе, нам беспрепятственно вернут деньги за покупку или как минимум обменяют товар на новый, поэтому многие из нас весьма охотно откликаются на предложение магазина приобрести дополнительную гарантию. Но так ли она полезна и необходима?

     Изготовитель продукции имеет право установить на нее гарантийный срок (п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Гарантийным сроком считается период, в течение которого в случае возникновения проблем с приобретенным товаром, вы имеете право предъявить претензию (в том числе о возврате денег, обмене товара, бесплатном гарантийном ремонте). Если изготовитель такой срок не установил, то его может установить по своей инициативе организация, которая занимается продажей данных товаров. Продолжительность гарантийного срока законом не установлена, то есть магазины и изготовители устанавливают ее по своему усмотрению. На телефоны, бытовую технику и электронику почти всегда устанавливается гарантийный срок. Вместе с покупкой вам дают специальный гарантийный талон или гарантийную книжку, где этот срок прописан. Иногда он может быть напечатан и в кассовом чеке.

     Законодательство дает торгующим организациям право принять на себя так называемое «дополнительное обязательство» (дополнительную гарантию) в отношении недостатков товара, которые проявляются по окончании основного гарантийного срока. Условия этого дополнительного обязательства определяет сам магазин и прописывает их в договоре на покупку дополнительной гарантии, который заключается с покупателем (п. 7 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Какое-либо иное законодательное регулирование таких платных дополнительных гарантий отсутствует.

То есть, при покупке такой услуги, как дополнительная гарантия, необходимо попросить продавца предоставить Вам информацию о содержании этой услуги, а именно: что входит в условия гарантии, что будет являться гарантийным случаем. Конечно, лучше потребовать от продавца конкретизированный договор на дополнительную гарантию, а не просто купить сертификат, в котором не указано, как правило, что включает в себя эта самая дополнительная гарантия.

     Обязательства, которые несут перед покупателем изготовитель и продавец по закону:

     1) В рамках гарантийного срока на товар:

— магазин обязан вернуть деньги за товар, обменять на новый, бесплатно отремонтировать или удовлетворить любое другое ваше требование из предусмотренных статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

— при этом на основании ч. 6 ст. 18 Закона магазин должен будет удовлетворить ваши требования, если не докажет, что недостаток возник в результате нарушения вами правил эксплуатации, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

     2) В течение 2 лет с момента покупки (если гарантийный срок меньше 2 лет или вообще не установлен):

— вы можете предъявить требования из предусмотренных статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», если докажете, что недостаток товара возник до того момента, когда вам передали товар, то есть если вы сможете доказать, что в товаре есть производственный брак. Такие вопросы устанавливаются путем проведения независимой товароведческой экспертизы.

     3) В течение срока службы (если он установлен) или в течение 10 лет с момента покупки (если срок службы не установлен):

— вы имеете право предъявить претензии изготовителю в связи с существенными недостатками товара;

— сначала предъявляется требование о безвозмездном ремонте, а далее, если это требование изготовитель не удовлетворит в течение 20 дней, вы получаете право требовать, в том числе возврата денег за товар.

     Таким образом, закон накладывает достаточно обширные обязанности на продавцов товара, поэтому вопрос о целесообразности покупки дополнительной гарантии нужно решать в каждом конкретном случае.

     Как вернуть деньги за дополнительную гарантию?

     Закон о защите прав потребителей предусматривает, что Вы, как потребитель, имеете право в любое время отказаться от договора о выполнении работ/оказании услуг при условии возмещения исполнителю расходов, которые он фактически понес на исполнение обязательств перед вами по этому договору (ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»). На основании этой статьи Вы имеете право в любое время до начала действия срока дополнительной гарантии или во время ее действия отказаться от такой услуги. Магазин обязан будет вернуть вам полную стоимость дополнительной гарантии, если срок ее действия еще не наступил, или часть стоимости, если дополнительная гарантия уже действует. Возврат денег за дополнительную гарантию по окончании срока ее действия, даже если вы ею вообще не пользовались, к сожалению, невозможен.

     Возврат денег производится на основании письменной претензии, которую вам нужно подать в магазин, продавший вам сертификат на дополнительное сервисное обслуживание. Если магазин в течение 10 дней не вернет вам деньги или проигнорирует претензию, вы можете взыскивать стоимость дополнительной гарантии в судебном порядке. Иск о защите прав потребителя вы можете подать мировому судье, в том числе, по своему месту жительства. Госпошлиной такое исковое заявление не оплачивается, а дополнительно вы можете потребовать от магазина выплаты неустойки, компенсации морального вреда, возмещения всех ваших судебных расходов и выплаты штрафа за отказ от разрешения спора в досудебном порядке (ст. ст. 28, 15, 16, 13 Закона РФ «О Защите прав потребителей»).