О возврате стоимости авиабилетов при наличии медицинских противопоказаний к полёту
Чтобы не потерять деньги за билет на самолёт, потребитель может отказаться от перелёта в установленном порядке. Законом предусмотрены случаи вынужденного и добровольного отказа от перелёта.
В Консультационный центр для потребителей обратилась жительница г. Оренбурга за правовой помощью. Её несовершеннолетняя дочь приобрела авиабилеты для самостоятельного перелёта. Незадолго до полёта у дочери обнаружены признаки сильной аллергической реакции, и врачом даны рекомендации о воздержании от перелётов и поездок на транспорте. Потребитель неоднократно обращался к перевозчику с заявлением о возврате денежных средств в связи с вынужденным отказом от полёта, но авиакомпания требования не удовлетворила, ссылаясь на необходимость предоставить дополнительные документы, а именно больничный лист по уходу за ребёнком, выданный родителю.
Специалистами Консультационного центра разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на рейс пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
В силу абз. 10 п. 227 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 требования к медицинским документам противопоказаний к полету определяются правилами перевозчика.
Однако на основании данного пункта авиаперевозчик вправе предъявлять требование к порядку предоставления медицинских документов, а не определять их перечень и истребовать дополнительные документы и справки.
Оформление листка нетрудоспособности по уходу за ребёнком в связи с его болезнью является правом законного представителя, а не обязанностью. При этом правила авиакомпании не содержат требования к документам, которые должны быть представлены в случае, если законным представителем листок нетрудоспособности по уходу за неработающим пассажиром не оформлялся.
По заявлению законного представителя ребёнка был подготовлен проект искового заявления к перевозчику с требованием о возврате денежных средств, уплаченных за билет, процентов за неправомерное удержание денежных средств, компенсации морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение требований в добровольном порядке. По итогам рассмотрения дела суд защитил права потребителя.
Для получения консультационной помощи, составления претензии или искового заявления в суд по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»:
- лично по адресу: г. Оренбург, ул. Кирова, 48, кабинет 105 «А»;
- по телефону 8(3532)43-08-19;
- по электронной почте: 56.fbuz_zpp@mail.ru;
- в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/fbuz56.