Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

 

К сожалению, среди парикмахерских, салонов красоты и студий также встречаются нарушения прав потребителей бытовых услуг.

Как быть, если в парикмахерской не соблюдаются санитарные нормы? Что делать, если мастер нанес Вам травму? Как поступить, если услуга оказана некачественно и Ваш внешний вид безнадежно испорчен?

СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» (утвержденные постановлением Главного государственного врача РФ  от 18 мая 2010 г. № 59) (далее - СанПиН 2.1.2.2631-10) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы парикмахерских и салонов красоты.

Для предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний сотрудники парикмахерских обязаны соблюдать требования санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов работы.

Так, например, при обнаружении вшей (педикулеза) у клиента в процессе обслуживания необходимо прекратить манипуляцию и направить клиента в специализированное учреждение (санитарный пропускник) для проведения противопедикулезных мероприятий и консультации. Инструменты и белье, использованные при обслуживании, подвергают дезинсекции средствами от вшей (педикулицидами). Волосы собирают в герметично закрывающийся пакет или мешок и также обрабатывают педикулицидом, после чего удаляют (утилизируют) (п. 9.7 СанПиН 2.1.2.2631-10).

С целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью (например, татуаж, косметологические услуги, окрашивание волос), следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения кожных покровов должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем (п. 9.30 СанПиН 2.1.2.2631-10).

Кроме того, все работники сферы обслуживания должны тщательно мыть руки с мылом, ухаживать за кожей рук с помощью кремов и лосьонов, не курить и не принимать пищу на рабочем месте. А сотрудники косметических кабинетов для обработки рук должны использовать еще и антисептические средства (п. 9.30 СанПиН 2.1.2.2631-10). 

Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном (п. 9.13 СанПиН 2.1.2.2631-10). Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для «химии», шапочки для мелирования нужно мыть под проточной водой с моющими средствами после каждого посетителя (п. 9.15 СанПиН 2.1.2.2631-10).

Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой после каждого клиента (п. 9.16 СанПиН 2.1.2.2631-10).

Съемные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 мин) тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе (п. 9.17 СанПиН 2.1.2.2631-10).

После каждого клиента использованное белье подлежит стирке, а при необходимости и дезинфекции (при угрозе распространения инфекционных и паразитарных заболеваний), а          одноразовое - удалению (утилизации) (п. 9.11 СанПиН 2.1.2.2631-10).

Не реже одного раза в неделю во всех помещениях должна быть проведена генеральная уборка в соответствии с графиком, утвержденным администрацией. Во время генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтусы, двери, окна, мебель и оборудование (п. 9.5 СанПиН 2.1.2.2631-10).

Если все-таки клиент получил в результате оказанных услуг не только стрижку и маникюр, но и заболевание (ожоги, вирусные и инфекционные заболевания кожи, заражение крови или др.), то в действие вступают нормы ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-I  «О защите прав потребителей», согласно которым парикмахерская несет ответственность за вред причиненный здоровью, который подлежит возмещению в полном объеме.

Первое, что необходимо сделать в защиту своих прав - это собрать и сохранить все документы, которые бы свидетельствовали о том, что Вы действительно получили те или иные услуги, причинившие Вам вред именно в данном салоне (парикмахерской) -  договор, квитанция об оплате денежных средств, направление на процедуру, кассовый чек, а также показания свидетелей, которые могут подтвердить факт Вашего обращения и оказания услуг. Обязательно сохраните данные документы!

Далее, как можно скорее необходимо обратиться в специализированное учреждение с целью проведения судебно-медицинской экспертизы для получения заключения специалиста о степени тяжести вреда здоровью и причинах его причинения.

Также необходимо и самим зафиксировать факт причинения вреда, обратившись за помощью в медицинское учреждение. Сохраните все чеки на лекарства и назначенное лечение.

Затем необходимо написать претензию в адрес салона красоты (парикмахерской) с требованием вернуть деньги, уплаченные за некачественную услугу и возместить затраты на лечение. Юридическим обоснованием такой претензии будут положения ст. 1064, ч. 1 ст. 1085  и  абз. 1 ст. 151 ГК РФ, а так же положения ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей».  Если на претензию Вам не ответят или ответ Вас не удовлетворит, обращайтесь в суд с исковым заявлением о взыскании  уплаченной суммы, возмещении убытков (расходов на лечение и восстановление, на проведение судебно-медицинской экспертизы), компенсации морального вреда.

Параллельно у Вас есть право обратиться в органы полиции по причине причинения телесных повреждений (например, вред здоровью, повлекший за собой потерю зрения, слуха или выразившейся в неизгладимом обезображивании лица). Законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность за причинение телесных повреждений как умышленно, так и по неосторожности. Результаты медицинского освидетельствования будут являться основанием для возбуждения уголовного дела (за умышленное причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией и т.д.), либо для привлечения виновных лиц и салона красоты к гражданско-правовой ответственности.

Помимо вышеизложенного, Вы имеете право обратиться в органы Роспотребнадзора, контролирующие деятельность парикмахерских и салонов красоты с жалобой для проведение проверки и привлечении фирмы к ответственности.

Статья подготовлена специалистом консультационного пункта Орского филиала  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».