Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Порядок возврата железнодорожного билета.

При покупке проездного документа (билета) гражданин вступает в гражданско-правовые отношения с перевозчиком и становится потребителем транспортных услуг. Данные отношения регулируются главой 40 Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.  Данные гражданско-правовые отношения возникают в момент покупки проездного документа (билета).

Условия данного договора перевозки регулируются п. 2 ст. 784 ГК РФ, согласно которой, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. К сожалению, не редко случается так, что наши планы совершенно неожиданно для нас самих могут сильно измениться, и давно планируемые поездки приходится отменять. Но далеко не каждый пассажир знает, куда следует обратиться и на каких условиях можно вернуть билеты. Возврат неиспользованного проездного документа (билета) приводит к расторжению договора перевозки и прекращению гражданско-правовых отношений.

В ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 года «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ, утвержден порядок и сроки возврата проездного документа (билета), детали которого прописаны в п.п. 83, 84, 85, 86, 87, 88 приказа № 473 от 19.12.2013 года Министерства транспорта РФ «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным  транспортом» (далее – приказ № 473).

Для того чтобы вернуть неиспользованный проездной документ (билет), необходимо обратиться в билетную кассу, имея при себе документ удостоверяющий личность (паспорт) и  неиспользованный проездной документ (билет). Возврат денег за неиспользованный проездной документ (билет), оформленный по безналичному расчету (или за наличный расчет для организованных групп пассажиров) или с использованием платежной карты, производится на банковский счет юридического или физического лица, оплатившего проездной документ (билет).

1. Пассажир при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования имеет право получить в билетной кассе полную стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты), сборы, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету), в следующих случаях (п. 84 приказа № 473):

- при непредоставлении пассажиру места в поезде согласно приобретенному проездному документу (билету) на основании акта, составленного начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда;

- при отмене поезда, указанного в проездном документе (билете);

- при задержке отправления поезда, указанного в проездном документе (билете), со станции посадки пассажира.

2. Пассажир имеет право получить полную стоимость проезда в поезде дальнего следования (стоимость билета и стоимость плацкарты), плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) (п. 85 приказа № 473):

- при возврате в билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) не позднее чем за 8 часов до отправления поезда;

- при возврате перевозчику неиспользованного проездного документа (билета), приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, не позднее чем за 7 суток до отправления поезда.

3. Пассажир имеет право получить стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) (п. 86 приказа № 473):

- при возврате в билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда;

- при возврате перевозчику неиспользованного проездного документа (билета), приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, менее чем за 7 суток, но не позднее чем за 3 суток до отправления поезда.

4. Пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) (п. 87 приказа № 473):

- при возврате в билетную кассу неиспользованного проездного документа (билета) менее чем за 2 часа до отправления поезда;

- при возврате перевозчику неиспользованного проездного документа (билета), приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, менее чем за 3 суток до отправления поезда;

- при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу станции посадки пассажира при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления;

- при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в билетную кассу станции посадки пассажира вследствие болезни или несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ (билет).

Возврат причитающихся сумм за неиспользованный проездной документ (билет) в соответствии с п.83 приказа № 473 осуществляется немедленно, непосредственно в кассе под роспись пассажира на квитанциях разных сборов при предъявлении билета, подлежащего возврату.

Статья подготовлена специалистом консультационного пункта Гайского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».