Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

 Отдых без проблем!

Вопросы защиты прав потребителей приобретают особое значение в сфере туристского обслуживания.

Основными источниками правового регулирования отношений при оказании услуг в сфере туризма выступают Закон Российской Федерации от 7.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный Закон от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.         

Согласно ст. 4.1 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение. Туристические фирмы включаются в Единый реестр туроператоров, где они получают соответствующий номер.

Сведения о туроператоре, имеющем необходимое по закону финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма (Ростуризмом).                                

По заявлению туроператора, сведения о котором внесены в реестр, ему может быть выдано соответствующее свидетельство. Указанное свидетельство, а также данные реестра, размещенные на официальном сайте Ростуризма, подтверждают финансовую состоятельность туроператора и могут учитываться потребителем при заключении договора об оказании туристских  услуг.

Если у Вас возникли сомнения в достоверности указанных сведений, Вы можете получить выписку из Единого государственного реестра, в котором указаны название фирмы, фамилия, имя, отчество руководителя, сведения о полученных лицензиях и т.д.          

Согласно ст. 10 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в договоре обязательно должно быть указано:

- информация об организации, предоставляющей туристские услуги (туроператоре или турагенте), ее юридический адрес и банковские реквизиты; 

- сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;  

- информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление данной деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность, порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

 -  права, обязанности и ответственность сторон;   

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;  

- минимальное количество туристов в группе,

- срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; 

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;   

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.   

Иные условия договора определяются по соглашению сторон. Потребитель вправе требовать предоставления только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре. Одновременно с этим следует учитывать, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Наряду с проблемами выбора надежной туристической компании, подготовкой и оформлением всех необходимых для поездки документов турист может столкнуться с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором или  турагентом договорных обязательств.            

Следует иметь в виду, что все проблемы, возникающие в стране (месте) временного пребывания (размещение, встречи-проводы, питание, экскурсионные программы), целесообразнее решать с принимающей стороной. Если принимающая сторона не выполняет свои обязательства надлежащим образом, возмещать причиненные потребителю убытки будет организация, заключившая с ним договор на оказание туристских услуг.                                              

Согласно ст. 10 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности» каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.                          

К существенным изменениям обстоятельств относятся:                                      

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;  

- изменение сроков совершения путешествия;                                                                          

- непредвиденный рост транспортных тарифов;                                   

-невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством Российской Федерации.                

Если произошло существенное изменение условий договора о реализации туристского продукта, необходимо в кратчайшие сроки уведомить об этом турагента (туроператора).

Составляется претензия в письменной форме в двух экземплярах и вручается под подпись представителям турагентства (туроператора).

 В претензии указываются следующие данные:                                                       

- когда, кем и на каких условиях был заключен договор о реализации туристского продукта;

- основания для расторжения (изменения) договора, т.е. описание того, в чем выразилось существенное изменение условий договора. Если возможно, то с приложением копий документов (например, медицинских справок);                                             

- описание самого требования и указание срока его выполнения.                   

Претензия в письменной форме должна быть предъявлена туристом не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора. Туристическая организация обязана рассмотреть ее в течение десяти дней. Здесь важно отметить, что несоблюдение данного порядка может послужить основанием для оставления судом заявления потребителя о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством туристского продукта, без рассмотрения (ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ).                                                              

Одновременно с этим в случае удовлетворения судом требований потребителя суд вправе вынести решение о взыскании с туристической организации, нарушившей права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Статья подготовлена специалистом консультационного пункта Бузулукского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».