Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

Финансовые пирамиды

 

В последние несколько лет начали вновь активизироваться финансовые пирамиды. Доверчивые граждане, будто позабыв уроки 90-х годов, понесли свои сбережения в сомнительные компании, обещающие высокие проценты доходности. Почему же снова стало возможным такое широкое распространение финансовых пирамид? Новоявленным Остапам Бендерам не пришлось ничего изобретать: достаточно было достать старую мышеловку и зарядить в нее свежий сыр, учесть прошлый опыт и подстроить его под современные реалии.

Чтобы не оказаться у разбитого корыта, оплакивая подаренные мошенникам свои накопленные сбережения, мы рекомендуем Вам ознакомиться с признаками, которые помогут заподозрить неладное в деятельности компании, а также с приемами, используемыми мошенниками. Помните, что финансовая пирамида изначально создается, чтобы обогатить ее создателей, а не Вас.

 

Признаки финансовых пирамид. Приемы мошенников.

 

  1.  Отсутствие лицензии (не указывается в рекламе) или указание номера чужой лицензии, или собственной, но выданной на иной вид деятельности (сокрытие информации нарушает п.2 ст.9 Закона «О защите прав потребителей « №2300-1 от 07.02.1992г.). Правда, к сожалению, наличие лицензии не всегда может являться гарантией добросовестной деятельности компании в области инвестирования денежных средств.
  2. Устав фирмы не размещен в Интернете, а в офисе вам его не хотят показывать. В Уставе указаны учредители, зачем мошенникам давать Вам в руки эту информацию? (нарушение п.1 ст.89, ст.90, п.1 ст.91 ФЗ «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995г., ст. 8 и 9 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г.)
  3. Сокрытие финансовой информации. Отчеты, балансы, нигде не публикуются. Вам их тоже отказываются показывать (нарушение п.6 ст.97 ГК РФ и ст.92 ФЗ «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995г.).
  4. Обещание высокой доходности. Проценты выплат по займу, как правило, в разы выше среднерыночных. Ставки выше 20% экономисты считают крайне сомнительными. Задумайтесь: какая прибыль должна быть у компании, если только Вам она предлагает сверхдоходность! Возможно ли это и в какой сфере?
  5. Обещание гарантированных процентов. В мире инвестиций таких гарантий быть не может, особенно на высокие проценты, которые достигаются вложениями повышенного риска. «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания с будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора» (п.2 ст.28 ФЗ № 38 от 13.03.2006 г. «О рекламе»).
  6. Неспособность компании подтвердить свою деятельность (куда размещаются средства и где можно проверить информацию об их размещении). Очень часто компании сообщают, что ведут свою деятельность в сферах, которые ассоциируются с высокой доходностью: нефтедобыча, золотодобыча, строительство. Постарайтесь получить конкретную информацию: что это за объекты, где они находятся. И убедитесь, что данная фирма имеет к этим объектам отношение.
  7. Легкие заработки. Работа будет нетрудной, а заработки высокими. Только дайте сейчас «немного денег» и через месяц (два, четыре, шесть) Вы будете баснословно богаты.
  8. Подделка под лидера. Использование в названии, рекламе, объявлениях названий и фирменной символики известных компаний. Некоторые мошенники используют название хорошо известной фирмы, раскрученного бренда, немного модифицируют его (например, добавляют 1 букву или слово или используют другую правовую форму). Доверие к компании происходит на уровне ассоциации с добропорядочной фирмой с почти таким же названием.
  9. Ознакомление клиента с договором только в офисе или при личной встрече. Как правило, до внесения денег Вам не дают договор на руки. У вас нет возможности посоветоваться с юристом и обдумать условия договора. Договор скорее всего составлен так, что фирма фактически не несет ответственности за возврат денег.
  10. Отсутствие компании в числе членов саморегулируемых организаций. Саморегулируемые организации - союзы некоммерческих организаций, объединенных профессиональной деятельностью определенного вида. Поищите компанию в списках саморегулируемых организаций. Если компания является членом саморегулируемой организации (например, управляющих компаний или профессиональных участников рынка ценных бумаг (перечень есть на сайте Банка России), это может являться дополнительной гарантией надежности.
  11. Упоминание в качестве партнеров (или даже учредителей) хорошо известных фирм. Скорее всего, их громким именем просто воспользовались без их ведома. Попытайтесь узнать, является ли интересующая вас фирма их инвестором или партнером. Или наоборот: упоминание в качестве партнеров никому не известных фирм, информацию, о которой нигде не удается обнаружить, даже упоминаний в Интернете нет.
  12. Требуется заплатить вступительный взнос. Либо, «оплатить оформление документов», «оплатить обучение или участие в семинаре». Как правило, этот взнос и является основным доходом организаторов пирамиды.
  13. Липовые документы, которыми сложно подтвердить обязательства компании перед Вами. Вы отдаете деньги, а что получаете взамен? Чек? Приходно-кассовый ордер? Красивую бумажку с синей печатью и золотым вензелем? Может, это расписка, что у Вас приняли благотворительный взнос? Как минимум: грамотно оформляйте факт передачи денег.
  14. Фиксированная сумма взноса. Например, 2900 евро. Обычно надежные инвестиционные институты лимитируют лишь нижний порог инвестируемой суммы.
  15. Место регистрации компании. Если она зарегистрирована на неких островах - стоит задуматься: для чего?
  16. Надомная работа. Для того, чтобы заработать, Вы должны сначала купить или «взять в аренду» материалы или оборудование (заготовки, полуфабрикаты, формы и т.д.). Дома вы выращиваете гладиолусы, тюльпаны, вырезаете этикетки, лепите гипсовую плитку с помощью «взятых в аренду» форм. Приносите в фирму, которая у вас скупает «готовый товар», она выплачивает приличное вознаграждение. Слухи о чудо-работе распространяются быстро. И вот уже вам приходится постоять в очереди, чтобы получить или сдать работу. Спустя некоторое время вы со своим товаром и коллегами по несчастью оказываетесь у закрытых дверей бывшего офиса «работодателя».
  17. Спекуляция на насущных потребностях человека. Есть фирмы, предлагающие конкретные программы для инвестирования: «накопи на квартиру», «на машину», «на дачу», «на учебу» и т.д. Не всегда это мошеннические программы. Просто поинтересуйтесь: куда будут вложены ваши деньги.
  18. Кредитные кооперативы. Вам предлагают оплатить 30% от стоимости жилья. Остальные средства кооператив вам предлагает под 1-3% годовых. Не верьте! Таких процентных ставок быть не может. Признаком пирамиды может быть и долевое строительство по демпинговым (искусственно заниженным) ценам. За счет чего Вам предлагают приобрести автомобиль за 50% от рыночной стоимости? В какую бы программу вы ни хотели вложить свои средства, всегда полезно сравнить обещаемую выгоду с рыночной доходностью в этой же сфере. Задумайтесь: для чего Вам предлагается востребованный товар по цене в несколько раз ниже рыночной?
  19. Давление на психику. Часто в мошеннических компаниях работают люди, являющиеся хорошими психологами. Вас убеждают, что Вы здесь не случайно, что Вы – «избранный», что Вам повезло. На собраниях (семинарах) создают атмосферу неистового энтузиазма, праздника, играет музыка. У компании помпезный офис (чаще - аренда зала в гостинице). Нарядные, улыбчивые сотрудники. Они не предоставляют никакой конкретной информации («мы пока не можем раскрыть Вам всю суть»), но очень умело оперируют словами типа Forex, стокс, фьючерс, трейды.
  20. Отсутствует реальный товар или услуга. Если фирма ничего не производит, продает воздух, существует только за счет взносов и привлечения новых членов - это классическая пирамида.
  21. Реклама. Солидные компании довольно хорошо известны в сфере своей деятельности. Они не расклеивают свою рекламу в метро и не публикуют ее в бесплатных газетах, не размещают свои сайты на бесплатном хостинге.
  22. Дата основания. Как давно зарегистрирована компания? Сколько лет она предоставляет свои услуги на рынке? Если она стремительно врывается на рынок, да еще с помощью агрессивной рекламы, едва зарегистрировавшись - это повод быть более внимательным.

Общие рекомендации

Конечно, не все эти признаки однозначно указывают на то, что перед Вами мошенники. Тем не менее, будьте внимательны. Используйте полученную информацию, чтобы в дальнейшем обезопасить себя от потери средств.

Проверьте документы компании: лицензии, свидетельство о регистрации, устав. Попросите образец договора на руки и проконсультируйтесь с юристом. Узнайте, чем конкретно занимается компания и куда будут вложены Ваши деньги (товары, объекты). Спросите где это можно проверить. Проверьте эти сведения самостоятельно. Сравните условия с другими фирмами, предлагающими аналогичные услуги. Если имеют место более выгодные условия размещения Ваших средств, поинтересуйтесь у сотрудника компании за счет чего прибыль их компании в разы выше, чем у аналогичных структур, работающих в этой сфере и получите внятные ответы на свои вопросы. Не оплачивайте «вступительные взносы» и другие сомнительные услуги. Посмотрите, что за документ остается у Вас на руках взамен отданных Вами денег. Можно ли назвать его финансовым документом, на основании которого очевидно, что фирма должна вернуть Вам Ваши деньги? Внимательно читайте все документы. Ничего не подписывайте, не разобравшись. Потом может выясниться, что Ваши деньги - благотворительное пожертвование, или вступительный взнос, благодаря которому Вы стали членом сомнительного клуба. Ваши финансовые взаимоотношения с компанией должны быть оформлены в соответствии с законодательством.

Прежде чем отдать свои деньги, которые вы заработали или копили в течение многих лет, подумайте о том, кому вы их отдаете и на что вы их отдаете. И помните: слишком заманчивые условия - симптом пирамиды.

 

Статья подготовлена специалистом консультационного пункта Орского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».