Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
16+

ул. Кирова, 48

«Существенный недостаток товара и как его распознать»

На сегодняшний день представить жизнь человека без смартфона, телевизора, сложной бытовой техники, фото- и аудиогаджетов практически невозможно.

Потребитель зачастую сталкивается   с проявляющимися в процессе эксплуатации товара недостатками, которые не были оговорены продавцом при его продаже. При проведении проверки качества или экспертизы товара фигурирует понятие «существенного недостатка» товара, так что же под этим понимает законодатель? 

Понятие «Существенный недостаток» содержится в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя» (далее по тексту – Закон).

Существенный недостаток товара – это:

  • неустранимый недостаток товара;
  • недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов;
  • недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени;
  • недостаток товара, выявленный неоднократно.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Неустранимость недостатка товара – это невозможность привести товар в соответствие с условиями договора или закона, а точнее – Ваша новая фотокамера не подлежит ремонту.

Если после диагностики в сервисном центре Вам сообщили, что стоимость ремонта фотокамеры практически равна ее цене – можно говорить о недостатке, который не может быть устранен без несоразмерных доходов. Кроме того, эти расходы могут превысить выгоду от использования товара, ведь фотография – это Ваше хобби, а не профессиональная деятельность.

Обратите внимание! Данный критерий всегда определяет суд исходя из особенностей, цены и иных свойств товара.

Ваш ребенок заканчивает школу, фотокамеру Вы приобрели, чтобы оставить память о его выпускном вечере, а в сервисном центре сообщили, что ремонт займет более 45 дней. Это значит, что на устранение недостатков будет затрачено несоразмерное количество времени.

Если приобретенная Вами фотокамера постоянно выходит из строя, а мастера каждый раз диагностируют новые неисправности – на лицо неоднократное выявление недостатков, что делает Вашу фотокамеру непригодной к использованию. И не обязательно должны иметь место серьезные поломки, это могут быть и мелкие неисправности. К примеру, фотокамера периодически самопроизвольно выключается в момент съемки, или у нее западает кнопка.

И хотя подобные неисправности не являются критическими и подлежат ремонту, при их неоднократном проявлении можно смело ставить вопрос о возврате товара, его замене с соответствующим перерасчетом покупной цены, требовать безвозмездного устранения неисправности либо возврата денежных средств (ст. 18 Закона).

Если же  одна и та же проблема проявляется даже после ремонта, то на лицо критерий проявления недостатка вновь.  Достаточно одного ремонта и проявления той же неисправности повторно, чтобы говорить о существенности недостатка приобретенной Вами фотокамеры, и обратиться к продавцу или изготовителю с одним из определённых ст. 18 Закона требований.

Как определить существенный недостаток

Если речь идет о несоразмерности временных и финансовых затрат, а также о неоднократности или повторности проявления поломки, то Вы можете определить их существенность самостоятельно. Например, величину расходов, необходимых для устранения неисправности Вашей фотокамеры можно узнать из выставленного счета на ремонт, и сопоставить с ее стоимостью. Налицо наличие существенного недостатка и в том случае, если ремонт занимает более 45 дней.

Обратите внимание! Сохраняйте акты выполненных работ, счета и любые иные документы, подтверждающие проведение гарантийного ремонта, его продолжительность, количество ремонтов, характер неисправностей.

Не всегда возможно самостоятельно определить неустранимость недостатка товара, а ведь претензию продавцу нужно четко мотивировать. Для безусловного определения данного критерия потребуются специальные познания эксперта.

В любом случае у Вас есть два варианта действий:

  1. Предъявить претензию продавцу со ссылкой на выявленную неисправность. Продавец должен принять товар и по общим правилам провести проверку его качества, а при необходимости, провести за свой счет экспертизу товара (ч. 5 ст. 18 Закона).
  2. Самостоятельно обратиться в экспертную организацию для проведения независимой экспертизы качества товара.

Если вопрос замены товара или возврата денежных средств не решен в претензионном порядке, на основании ст. 17 Закона Вы можете разрешить его в суде в рамках рассмотрения иска о защите прав потребителя.

При полном или частичном использовании материала с сайта ссылка на ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» обязательна.

 

Дата: 
13 Сен 2019